edgeways.ru
Список форумов
Консилиумъ
Вопросы истории и хронологии. Научный форум. 
Древний Азов был «свободной экономической зоной»
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 10, September, 2017 09:56

В XIII веке на территории современного Азова находятся два города–крепости: Азак — «свободная экономическая зона» во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско– венецианский город–крепость Тана. Коммерческие интересы итальянских факторий часто пересекались. Жители двух районов Таны, венецианцы и генуэзцы, не ладили между собой и постоянно скандалили друг с другом. Золотоордынцы успокаивали взбаломошных европейцев как могли. В 1333 году хан Узбек выделил отдельное огороженное место, на котором обосновалась венецианская часть.


Археологические раскопки на территории Азова могут много поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных воззрениях и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?


На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея–заповедника, кандидат исторических наук Андрей МАСЛОВСКИЙ:


— В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом, и насчитывал 30 тысяч жителей
. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.




Рождённый благородным должен кочевать в степи, — подтвердил Андрей Масловский, — хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь город воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг.
Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить, как сейчас, например, бюджетную роспись.


— Что касается основного населения, то, прежде всего, это аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, чтобы над душой не маячили как потенциально опасные противники, — рассказывает Андрей Масловский. — Конечно, русские, потом тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы.


Потом в этот котёл доливались представители других этносов. Греки, армяне, евреи, кочевники–гастарбайтеры, которые могли на время осесть в городе. Представители европейских народов, преимущественно, итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.


Степняки не стремились осесть в городе. Травы и воды здесь было вдоволь, а зимы коротки и несуровы. Заставить их жить на одном месте могли причины экономического порядка: потеря скота и разорение.

— Конечно, можно было собрать группу товарищей, сесть на коня и — вперёд, за добычей, - говорит Андрей Масловский. — Но в условиях стабильного государства войны почти не ведутся, то есть героические подвиги не востребованы. Можно, конечно, увести скот у соседей, но за это ждала неминуемая смерть.


Поэтому и шли кочевники в город на заработки, становились гастарбайтерами. Не у всех однозначно проходил период адаптации: у одних получалось заработать денег на приобретение скота, кто–то привыкал и оставался — об этом говорят погребения с различным инвентарём, что отличает их от мусульманских. Ведь мусульман хоронили без инвентаря — ислам требовал при погребении не класть вещей и одежд в могилу и соблюдать такое положение погребенного, при котором его лицо было бы обращено на Мекку.


Множество народов — множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно была христианами, считает Андрей Масловский. Но большинство некрополей — мусульманские.
— В исламе существовали экономические методы принуждения
, — пояснил Андрей Масловский.


— То есть, приняв ислам, ты можешь снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных вероисповеданий.


Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм даже был под бо'льшим запретом, чем языческий культ Тенгри — обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали именно буддисты. Несмотря на то, что многие из них были уничтожены, но многие и остались в живых. Идентифицировать их по погребальному обряду довольно сложно из–за отсутствия догматизации обряда.

Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шелковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мёд, сало, кожи, лён, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши. Здесь жили бок о бок мусульмане, буддисты, иудеи, католики и православные и даже язычники.


Мечети соседствовали с православными храмами, была и синангога, хорошо известно, где располагалась католическая церковь Святого Марка. Это перекрёсток улицы Ярославского и Петровского спуска.


— Как сочеталось управление осёдлым населением и кочевниками, я не знаю, — говорит Андрей Масловский. — Судя по всему, эмир управлял и теми, и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня.


Существовал и чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Это такой золотоордынский сити–менеджер с помощниками, который контролировал порядок в городе — чтобы помои не выливали, где ни попадя, мусор вовремя вывозили, на рынках не обвешивали. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц Рамадан, драки и ссоры.


Должность эта, может быть и называлась как–то по–другому, но была очень важна и ценна. Заимствовали её на Ближнем Востоке. Стоит только сказать, что крестоносцы, создав своё государство в Леванте, сохранили не только должность, но и название. В христианском Иерусалимском королевстве была должность мухтасиба.


— Наверняка существовали корпорации по профпринадлежности или этнические общности, — считает Андрей Масловский, — это не средневековые европейские цеха, которые создавались для защиты своих групповых интересов. Восточные и византийские корпорации учреждались государством для контроля населения.


Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные — для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими.
Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее — скорее всего она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, а с юга – современным кладбищем. На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там было мало.


Как золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась от ига, и Азак, лишённый центральной власти, вскоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем, ушлые купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10–20 лет на месте бывших, теперь уже разрушенных факторий, были возведены два замка — венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась...


В XV веке турки Османской Империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России. Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывет, зовется он Азак». Два века Азов сохранял за собой название «Султанский рыбный двор» и «невольничий рынок».


Иван Грозный пытался повоевать крепость Азов, но безуспешно. Походы царя Петра Великого тоже не принесли должного результата. И только после череды русско–турецких войн Азов становится русским городом…


Автор: Елена Андреева

[www.ruffnews.ru]

Подумалось о том, что каким нужно было быть умным человеком, чтоб создать столь сложнейшую, многоконтурную и эффективную систему золотоордынских времён, в которой уживались столь полярные социальные и этнические группы. Насколько нужно было опередить "своё время" ( во всяком случае в подконтрольных регионах) на фоне характернейшей местной т.н. феодальной раздробленности. Могли нечто такое создать "родоплеменные" степные дикари? Не думаю. Очень в том сомневаюсь. Дикари, конечно, завоёвывали гораздо более высокоразвитые цивилизации, но разрушая их и доводя до своего, привычного дикарского уровня. На примере Азака мы видим совсем иное - проблемы и итоговый развал золотоордынства ведёт и к деградации Азака.

И это безусловно и безо всякой ангажированности.


Ты можешь быть бесконечно прав, но какой в этом смысл, если ты идиот.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe