edgeways.ru
Список форумов
Консилиумъ
Вопросы истории и хронологии. Научный форум. 
Дәяӄ
Пользователь: Nil (IP-адрес скрыт)
Дата: 27, August, 2017 14:09

Дый, Дий — Зевс в древнерусской литературе. По одной из гипотез образование русского Дий от основы Diw- «Зевс» (микен. di-we) указывает, что греческий Зевс был ипостасью общеиндоевропейского бога неба; основа Diw- присутствует и в славянском «день».

Лат. dies “свет, день”, англ. day “день”, русск. день. Кет. дәяӄ “солнце светит”. Кетское и' “день”, и “солнце”, навахо “солнце”. Кечуа inti, айм. inti, шум. utu “солнце, свет день”. Татар. ут “огонь, пламя, свет” (от и “солнце” ), казах. от “огонь”, тур. ateş “огонь”.

Уту, в шумерской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны.

В кетском языке распространена преффиксация согласным “д”:

кет. диноӷот “жечь” < и “солнце”. Кетское диккут “свеча”. Навахо diltłi “гореть”. Шумерское di “светить”.

Кит. 天 [tiān] “небо; небесный, день”, нем tag “день”.

Лат. deus (pl. dei, dii или di) “бог, божество”, кит. 帝 [dì] “бог”, навахо diyin “святой”.

Все приведенные слова, вероятно, являются однокоренными от певросновы И “солнце”.

И не забудем лат. ignis “огонь”, др.-русск. огнь, ст.-слав. огнь, русск. огонь, укр. ого́нь, болг. о́гън, сербохорв. о̀гањ, о̀гња, словенск. ògǝnj, чешск. oheň, словацк. оhеň, польск. ogień, в.-луж. woheń, н.-луж. hogeń, лит. ugnìs, вост.-лит. ùgnis, латышск. uguns, др.-инд. agníṣ, хеттск. agniš “огонь”, лит. agnùs “огненный”.

© TrueView


Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Дәяӄ Nil 27.08.2017 14:09
День и ночь - сутки прочь АН-2 27.08.2017 20:51


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe